Включить версию для слабовидящих
Приветствую Вас, Гость | RSS
Поиск

МБОУ СШ №1

г. Волгодонска

Рекомендации психолога

 

Как не стать «мальчиком для битья»

 

Чтобы быть пацифистом, нужно быть очень сильным человеком.

Гюстав Лебон,

отец социальной психологии

и автор легендарной книги

«Психология толпы»

Однажды на специализированном интернет-форуме о «проблемных» детях я наткнулся на любопытную дискуссию. Началась она с истории, рассказанной обычным мужчи­ной — не педагогом: в классе, где учится его племянник-подросток, появился «типа кру­той разрядник-каратист». Используя свои навыки, он начал безжалостно третировать весь класс. Что сделал рассказчик? Потратив пару вечеров, он по­ставил племяннику несколько простых, но эффек­тивных боксерских ударов. Итог: «с тех пор этот «разрядник» выкрикивает свои оскорбления изда­лека, близко подходить не решается».

Естественно, на рассказчика посыпались упре­ки в стиле: «Вы совершенно не правы, теперь ваш племянник будет думать, что все проблемы можно решить кулаками. Он не научится нормально об­щаться, договариваться» и т.д.

«Какой бред! — подумал я. — Прямо как наши психологини-первокурсницы». Но вступать в дис­куссию не стал — лень было регистрироваться, да и форум оказался малопосещаемый. Тема была забыта, а потом вдруг всплыла в виде предельно конкретного вопроса «Что делать?», заданного напрямую мне.

Дело было так: я давал в 6-м классе урок на тем «Психологическая боль, и как мы неосознанно при- чиняем ее друг другу». После урока ко мне подошли два ученика и сказали: «Ну ладно. Как определить, причиняешь ли ты другому боль, — мы поняли. А что делать, если тебе самому причиняют боль? Как это прекратить?»

Да, я мог бы попробовать отделаться общими словами о необходимости достойной встречи жиз- ненных испытаний, мог бы попытаться пригласить для беседы обидчиков, учителей, родителей всех вовлеченных сторон, провести групповую беседу, тренинг толерантности... Но этот вариант показался мне очень долгим, трудоемким и малоэффективным. Ведь можно уговорить конкретных хулиганов оставить моих подопечных в покое. Но если последние, сами того не понимая, будут и дальше выставлять себя жертвами (я это предположил и оказался прав), то новые обидчики найдутся всегда.

К сожалению, большинство известных педагогов и психологов-гуманистов не дают четкого ответа: что конкретно можно сделать в такой ситуации? (Разве что Макаренко, чьи приемы, однако, не всегда можно воспроизвести, и Виктор Франкл с его опытом выживания в Освенциме.) Хуже того, в тот момент мне отчетливо вспомнился жестокий, но справедливый упрек, высказанный некогда в адрес Януша Корчака — одного из величайших педагогов-гуманистов