Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас, Гость | RSS | Включить версию для слабовидящих
Поиск

МБОУ СШ №1

г. Волгодонска

Инновационная деятельность


Инновационный образовательный проект

 

 «Новые подходы в формировании осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья школьников»

 

I.                 Аннотация проекта 

 

            1.1. Обоснование актуальности проекта.

 

В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил…»

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано с ней.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.

В связи с этим, перед школой определены две задачи.

Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение.

А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведённые научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.  Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, на ряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

- реальной разгрузки содержания общего образования;

- использование эффективных методов обучения;

- повышение удельного веса и качества занятий физической культуры;

- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи;

- улучшения организации питания в образовательных учреждениях;

- рационализации досуговой деятельности детей и молодёжи.

         Главным действующим лицом в духовной мобилизации школьников на самооздоровление, конечно же, должен стать учитель, который со всей убедительностью сможет показать, насколько благотворно оно на самом деле: не только для успехов в овладении знаниями, но и для того, чтобы стать победителем в борьбе с порой немалыми трудностями в большой жизни.

         В настоящее время педагогический коллектив нашей школы продолжает поиск методов оздоровления детей в условиях школы.

         Именно поэтому, разработанная нами программа «Фабрика здоровья» направлена на внедрение новых здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы.  

 

            1.2. Система целей и задач проекта.

 

 

Объектом  исследования проекта является образовательный социум.      Предметом исследования - факторы, влияющие на здоровье участников образовательного пространства.

Целью проекта моделирование, внедрение, мониторинг системы здоровьесбережения в школе.

Задачи:

o Включение в инновационную работу по созданию здоровьесберегающего пространства педагогов, обучающихся, их родителей, руководителей учреждений и организаций спортивно-оздоровительного профиля.

o Мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей.

o Разработка и внедрение в образовательный процесс учебных и воспитательных модулей.

o Освоение педагогами новых методов и технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.

o Популяризация преимущества  здорового образа жизни, расширение кругозора обучающихся в области физической культуры и спорта.

o Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья.

 

 

 

 

            1.3. Принципы реализации проекта.

 

1.              Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

2.              Триединое представление о здоровье.

3.              Непрерывность и преемственность.

4.              Взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь.

5.              Принцип не нанесения вреда.

 

 

            1.4.Краткое изложение научных и педагогических основ.

 

 

Гипотеза проекта:

Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

 

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.

 

Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание, как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения.

В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные показатели и количественные показатели здоровья ещё рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений  личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.  В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

 

            1.5. Сфера применения проекта.

 

Данный проект может применяться в любых общеобразовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучением предмета), лицеях и гимназиях. Принципы, задачи, цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях или в учреждениях дополнительного образования. Претерпевая изменения в содержании и отдельных методах работы с учащимися и родителями в зависимости от результатов диагностики семьи, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитания обучающихся.

Включить версию для слабовидящих