Чтобы быть пацифистом, нужно быть очень сильным человеком.
Гюстав Лебон,
отец социальной психологии
и автор легендарной книги
«Психология толпы»
Однажды на специализированном интернет-форуме о «проблемных» детях я наткнулся на любопытную дискуссию. Началась она с истории, рассказанной обычным мужчиной — не педагогом: в классе, где учится его племянник-подросток, появился «типа крутой разрядник-каратист». Используя свои навыки, он начал безжалостно третировать весь класс. Что сделал рассказчик? Потратив пару вечеров, он поставил племяннику несколько простых, но эффективных боксерских ударов. Итог: «с тех пор этот «разрядник» выкрикивает свои оскорбления издалека, близко подходить не решается».
Естественно, на рассказчика посыпались упреки в стиле: «Вы совершенно не правы, теперь ваш племянник будет думать, что все проблемы можно решить кулаками. Он не научится нормально общаться, договариваться» и т.д.
«Какой бред! — подумал я. — Прямо как наши психологини-первокурсницы». Но вступать в дискуссию не стал — лень было регистрироваться, да и форум оказался малопосещаемый. Тема была забыта, а потом вдруг всплыла в виде предельно конкретного вопроса «Что делать?», заданного напрямую мне.
Дело было так: я давал в 6-м классе урок на тем «Психологическая боль, и как мы неосознанно при- чиняем ее друг другу». После урока ко мне подошли два ученика и сказали: «Ну ладно. Как определить, причиняешь ли ты другому боль, — мы поняли. А что делать, если тебе самому причиняют боль? Как это прекратить?»
Да, я мог бы попробовать отделаться общими словами о необходимости достойной встречи жиз- ненных испытаний, мог бы попытаться пригласить для беседы обидчиков, учителей, родителей всех вовлеченных сторон, провести групповую беседу, тренинг толерантности... Но этот вариант показался мне очень долгим, трудоемким и малоэффективным. Ведь можно уговорить конкретных хулиганов оставить моих подопечных в покое. Но если последние, сами того не понимая, будут и дальше выставлять себя жертвами (я это предположил и оказался прав), то новые обидчики найдутся всегда.
К сожалению, большинство известных педагогов и психологов-гуманистов не дают четкого ответа: что конкретно можно сделать в такой ситуации? (Разве что Макаренко, чьи приемы, однако, не всегда можно воспроизвести, и Виктор Франкл с его опытом выживания в Освенциме.) Хуже того, в тот момент мне отчетливо вспомнился жестокий, но справедливый упрек, высказанный некогда в адрес Януша Корчака — одного из величайших педагогов-гуманистов