Приветствую Вас, Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Поиск
Побеза за нами! Минобрнауки
ФГИС








Министерство образования РФ Навигатор школьника Дневник.ру Телефон доверия Официальный интернет-портал правовой информации Запись в первый класс через госуслуги
Статистика
Поиск
-->

МБОУ СШ №1

г. Волгодонска

Рекомендации психолога

 

Как не стать «мальчиком для битья»

 

Чтобы быть пацифистом, нужно быть очень сильным человеком.

Гюстав Лебон,

отец социальной психологии

и автор легендарной книги

«Психология толпы»

Однажды на специализированном интернет-форуме о «проблемных» детях я наткнулся на любопытную дискуссию. Началась она с истории, рассказанной обычным мужчи­ной — не педагогом: в классе, где учится его племянник-подросток, появился «типа кру­той разрядник-каратист». Используя свои навыки, он начал безжалостно третировать весь класс. Что сделал рассказчик? Потратив пару вечеров, он по­ставил племяннику несколько простых, но эффек­тивных боксерских ударов. Итог: «с тех пор этот «разрядник» выкрикивает свои оскорбления изда­лека, близко подходить не решается».

Естественно, на рассказчика посыпались упре­ки в стиле: «Вы совершенно не правы, теперь ваш племянник будет думать, что все проблемы можно решить кулаками. Он не научится нормально об­щаться, договариваться» и т.д.

«Какой бред! — подумал я. — Прямо как наши психологини-первокурсницы». Но вступать в дис­куссию не стал — лень было регистрироваться, да и форум оказался малопосещаемый. Тема была забыта, а потом вдруг всплыла в виде предельно конкретного вопроса «Что делать?», заданного напрямую мне.

Дело было так: я давал в 6-м классе урок на тем «Психологическая боль, и как мы неосознанно при- чиняем ее друг другу». После урока ко мне подошли два ученика и сказали: «Ну ладно. Как определить, причиняешь ли ты другому боль, — мы поняли. А что делать, если тебе самому причиняют боль? Как это прекратить?»

Да, я мог бы попробовать отделаться общими словами о необходимости достойной встречи жиз- ненных испытаний, мог бы попытаться пригласить для беседы обидчиков, учителей, родителей всех вовлеченных сторон, провести групповую беседу, тренинг толерантности... Но этот вариант показался мне очень долгим, трудоемким и малоэффективным. Ведь можно уговорить конкретных хулиганов оставить моих подопечных в покое. Но если последние, сами того не понимая, будут и дальше выставлять себя жертвами (я это предположил и оказался прав), то новые обидчики найдутся всегда.

К сожалению, большинство известных педагогов и психологов-гуманистов не дают четкого ответа: что конкретно можно сделать в такой ситуации? (Разве что Макаренко, чьи приемы, однако, не всегда можно воспроизвести, и Виктор Франкл с его опытом выживания в Освенциме.) Хуже того, в тот момент мне отчетливо вспомнился жестокий, но справедливый упрек, высказанный некогда в адрес Януша Корчака — одного из величайших педагогов-гуманистов