Обоснование актуальности проекта.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье
ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не
свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о
гармоничной полноте всех физических и духовных сил…»
Проблема здоровья относится к категории
таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем
его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для
сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат получается –
сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.
Здоровье ребёнка, его
социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом
определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой
является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано с ней.
По данным Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к
числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
В связи с этим, перед школой определены
две задачи.
Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень
здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение.
А
во-вторых, воспитать у него
ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового
образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный
нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
Многочисленные физиолого-гигиенические и
психофизиологические исследования, проведённые научными учреждениями РАО и
РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что
необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья
школьников.
Эти положения вошли в последнее время в
важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития
образования. В частности, одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает
создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, на
ряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной,
психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего
образования;
- использование эффективных методов
обучения;
- повышение удельного веса и качества
занятий физической культуры;
- организации мониторинга состояния
здоровья детей и молодёжи;
- улучшения организации питания в
образовательных учреждениях;
- рационализации досуговой деятельности
детей и молодёжи.
Главным действующим лицом в духовной
мобилизации школьников на самооздоровление, конечно же, должен стать учитель,
который со всей убедительностью сможет показать, насколько благотворно оно на
самом деле: не только для успехов в овладении знаниями, но и для того, чтобы
стать победителем в борьбе с порой немалыми трудностями в большой жизни.
В настоящее время педагогический
коллектив нашей школы продолжает поиск методов оздоровления детей в условиях
школы.
Именно поэтому, разработанная нами
программа «Фабрика здоровья» направлена на внедрение новых здоровьесберегающих
технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы
задействованы все службы школы.