Инновационный образовательный проект
«Новые подходы в формировании осознанной
потребности в сохранении и укреплении здоровья школьников»
I. Аннотация проекта
1.1. Обоснование актуальности проекта.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье
ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не
свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о
гармоничной полноте всех физических и духовных сил…»
Проблема здоровья относится к категории
таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем
его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для
сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат получается –
сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая
адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой
он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как более
70% времени его бодрствования связано с ней.
По данным Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к
числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
В связи с этим, перед школой определены
две задачи.
Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья,
с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение.
А
во-вторых, воспитать у него
ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового
образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный
нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
Многочисленные физиолого-гигиенические и
психофизиологические исследования, проведённые научными учреждениями РАО и РАМН,
убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо
принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Эти положения вошли в последнее время в
важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития
образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает
создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, на
ряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной,
психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего
образования;
- использование эффективных методов
обучения;
- повышение удельного веса и качества
занятий физической культуры;
- организации мониторинга состояния
здоровья детей и молодёжи;
- улучшения организации питания в
образовательных учреждениях;
- рационализации досуговой деятельности
детей и молодёжи.
Главным действующим лицом в духовной
мобилизации школьников на самооздоровление, конечно же, должен стать учитель,
который со всей убедительностью сможет показать, насколько благотворно оно на
самом деле: не только для успехов в овладении знаниями, но и для того, чтобы
стать победителем в борьбе с порой немалыми трудностями в большой жизни.
В настоящее время педагогический
коллектив нашей школы продолжает поиск методов оздоровления детей в условиях
школы.
Именно поэтому, разработанная нами
программа «Фабрика здоровья» направлена на внедрение новых здоровьесберегающих
технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы
задействованы все службы школы.
1.2. Система целей и задач проекта.
Объектом исследования проекта является образовательный
социум. Предметом исследования - факторы, влияющие на здоровье
участников образовательного пространства.
Целью проекта моделирование, внедрение, мониторинг системы здоровьесбережения в школе.
Задачи:
o Включение в инновационную работу по созданию
здоровьесберегающего пространства педагогов, обучающихся, их родителей, руководителей
учреждений и организаций спортивно-оздоровительного профиля.
o Мониторинг физиологических изменений и динамики
состояния здоровья детей.
o Разработка и внедрение в образовательный процесс
учебных и воспитательных модулей.
o Освоение педагогами новых методов и технологий урока,
сберегающих здоровье учащихся.
o Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора
обучающихся в области физической культуры и спорта.
o Развитие материально-технической базы с целью создания
условий для сохранения здоровья.
1.3. Принципы реализации проекта.
1.
Приоритет
действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
2.
Триединое
представление о здоровье.
3.
Непрерывность и преемственность.
4.
Взаимное доверие
и уважение, взаимная поддержка и помощь.
5.
Принцип не нанесения
вреда.
1.4.Краткое изложение научных и педагогических основ.
Гипотеза
проекта:
Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм
более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно
экономически – здоровые люди
дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие
страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно
эстетически – здоровый
ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая
окружающих своей положительной энергией.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.
Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни,
который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои
умственные и физические возможности.
Осуществление аксиологического
компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних
убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы
духовных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов
психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой,
окружающим миром. Таким образом, воспитание, как педагогический процесс
направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье,
здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть
жизненных ценностей и мировоззрения.
В этом процессе у человека развивается эмоциональное и
вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных
интересах и потребностях.
Гносеологический,
связанный с приобретением необходимых
для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих
потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного
здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по
оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования
знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека,
овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке
формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его
построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и
практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности
обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих
людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают
факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия
человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают
человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать
и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма
и образа жизни.
Здоровьесберегающий,
включающий систему ценностей и
установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений,
необходимых для нормального функционирования организма, а также систему
упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за
самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом
компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и
отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек,
функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и
психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование
оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов
оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой,
который включает в себя проявление
психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием
сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря
которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля –
психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в
преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с
помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля
является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной
деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью
личности, а качественные показатели и количественные показатели здоровья ещё
рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте
эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как
организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества
обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как
отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический,
учитывающий то, что человек как биологический вид существует
в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность
определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие.
Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает
зависимость физического и психического здоровья от экологических условий.
Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам
внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков
адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда
образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся.
Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил
поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая
школу, является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный
компонент предполагает владение
способами деятельности, направленными на повышение
двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот
компонент содержания воспитания
обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный
компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих
общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
1.5. Сфера применения проекта.
Данный проект может применяться в любых
общеобразовательных учреждениях: школах (общеобразовательных,
специализированных, с углубленным изучением предмета), лицеях и гимназиях.
Принципы, задачи, цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании
его в дошкольных учреждениях или в учреждениях дополнительного образования.
Претерпевая изменения в содержании и отдельных методах работы с учащимися и
родителями в зависимости от результатов диагностики семьи, необходимо учитывать
индивидуальные особенности воспитания обучающихся.