Приветствую Вас, Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Поиск
Побеза за нами! Минобрнауки
ФГИС








Министерство образования РФ Навигатор школьника Дневник.ру Телефон доверия Официальный интернет-портал правовой информации Запись в первый класс через госуслуги
Статистика
Поиск
-->

МБОУ СШ №1

г. Волгодонска

Инновационная деятельность


Инновационный образовательный проект

 

 «Новые подходы в формировании осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья школьников»

 

I.                 Аннотация проекта 

 

            1.1. Обоснование актуальности проекта.

 

В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил…»

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано с ней.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.

В связи с этим, перед школой определены две задачи.

Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение.

А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведённые научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.  Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, на ряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

- реальной разгрузки содержания общего образования;

- использование эффективных методов обучения;

- повышение удельного веса и качества занятий физической культуры;

- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи;

- улучшения организации питания в образовательных учреждениях;

- рационализации досуговой деятельности детей и молодёжи.

         Главным действующим лицом в духовной мобилизации школьников на самооздоровление, конечно же, должен стать учитель, который со всей убедительностью сможет показать, насколько благотворно оно на самом деле: не только для успехов в овладении знаниями, но и для того, чтобы стать победителем в борьбе с порой немалыми трудностями в большой жизни.

         В настоящее время педагогический коллектив нашей школы продолжает поиск методов оздоровления детей в условиях школы.

         Именно поэтому, разработанная нами программа «Фабрика здоровья» направлена на внедрение новых здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы.  

 

            1.2. Система целей и задач проекта.

 

 

Объектом  исследования проекта является образовательный социум.      Предметом исследования - факторы, влияющие на здоровье участников образовательного пространства.

Целью проекта моделирование, внедрение, мониторинг системы здоровьесбережения в школе.

Задачи:

o Включение в инновационную работу по созданию здоровьесберегающего пространства педагогов, обучающихся, их родителей, руководителей учреждений и организаций спортивно-оздоровительного профиля.

o Мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей.

o Разработка и внедрение в образовательный процесс учебных и воспитательных модулей.

o Освоение педагогами новых методов и технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.

o Популяризация преимущества  здорового образа жизни, расширение кругозора обучающихся в области физической культуры и спорта.

o Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья.

 

 

 

 

            1.3. Принципы реализации проекта.

 

1.              Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

2.              Триединое представление о здоровье.

3.              Непрерывность и преемственность.

4.              Взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь.

5.              Принцип не нанесения вреда.

 

 

            1.4.Краткое изложение научных и педагогических основ.

 

 

Гипотеза проекта:

Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

 

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.

 

Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание, как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения.

В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные показатели и количественные показатели здоровья ещё рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений  личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.  В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

 

            1.5. Сфера применения проекта.

 

Данный проект может применяться в любых общеобразовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучением предмета), лицеях и гимназиях. Принципы, задачи, цели, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в дошкольных учреждениях или в учреждениях дополнительного образования. Претерпевая изменения в содержании и отдельных методах работы с учащимися и родителями в зависимости от результатов диагностики семьи, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитания обучающихся.